суббота, 11 мая 2013 г.

Императорской Академии наук директор

Она жила во время пяти царствований: Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I. Многое видела и многое сделала для государства российского.
 
В заключение я могу сказать со спокойной совестью, что сделала все добро, какое было в моей власти, и никогда никому не сделала зла; я отомстила забвением и презрением за несправедливости, интриги и клеветы, направленные против меня; я исполнила свой долг по мере сил и понимания; со своим чистым сердцем и честными намерениями я вынесла много жгучего горя, которое вследствие моей слишком большой чувствительности свело бы меня в могилу, если бы меня не поддерживала моя совесть, свидетельствовавшая о чистоте моей жизни; я без страха и тревоги, бестрепетно и спокойно смотрю в глаза приближающейся смерти”.
Е.Р.Дашкова
 
Портрет княгини Е.Р.Дашковой 1770-е годы
Озайас Хамфри
(из собрания Эрмитажа)
 
«Российского Императорского Двора статс-дама, Святой Великомученицы Екатерины ордена кавалер, Императорской Академии наук директор, Российской Императорской Академии президент, Римско-Императорско-Эрлангенской, Королевских Стокгольмской и Дублинской академий член, обществ — Берлинского испытателей природы, философического в Филадельфии, Цельского земледелия, Санкт-Петербургского экономического и Московского университета - член».
Таков полный титул княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой.
Екатерина Дашкова родилась 28 марта 1743 года. Дочь Р.И.Воронцова, воспитывалась в доме дяди, государственного канцлера М.И.Воронцова. В 12 лет говорит на трех языках. К 15 годам имеет личную библиотеку в 900 томов - все больше французские философы и естесствоиспытатели. Активно участвовала в перевороте 28 июня 1762 года, приведшем на престол Екатерину II. С 1769 года Дашкова более 10 лет провела за границей, где встречалась с видными политическими деятелями, писателями и учеными - Смитом, Вольтером, Дидро. Е.Р.Дашкова была членом Стокгольмской, Дублинской, Эрлангенской академий, Филадельфийского философского общества, Берлинского общества любителей природы. По возвращении в Россию в 1783 году возглавила учрежденную в том же году по ее предложению Российскую академию для изучения русского языка.  Основала новые периодические издания «Собеседник любителей российского слова» (1783-1784) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796), возобновила прежние периодические научные издания и публичные чтения при академии на русском языке по математике, физике, минералогии, естественной истории. По инициативе Дашковой Российской академией был выпущен толковый словарь русского языка («Словарь Академии Российской» в шести частях, 1789-1794). В 1796 году Павлом I Дашкова была отстранена от дел. Умерла 16 января 1810 года. Наибольший интерес представляют ее мемуары, в которых имеются ценные сведения о времени царствования Петра III, о воцарении на престол Екатерины II, зарисовки московского быта середины XVIII века, характеристики известных русских и европейских деятелей. Первое издание мемуаров Дашковой на русском языке появилось в Лондоне в 1859 году (с предисловием А.И.Герцена).
 
Портрет Екатерины Романовны Дашковой 1777
Скородумов Г. И.
(гравюра из собрания Эрмитажа)
 
Ей посвящали стихи и оды. Некий поэт И.Ф. Богданович написал "Разговор между Минервой и Апполоном"

РАЗГОВОР МЕЖДУ МИНЕРВОЙ И
АПОЛЛОНОМ

М и н е р в а
Почто прискорбный вид являешь,
Когда на Геликон взираешь?

А п о л л о н
В счастливейших в России днях,
Как мудрость пресекает страх,
Свободу музам отверзает,
Невежд в границах заключает,
Богиня! знаешь, столько крат
Обтек я в радости твой град;
Я видел ныне муз молчащих,
Я видел их подобно спящих.
М и н е р в а
Желание я знаю муз;
Я их возобновлю союз;
Наукам верну дам подпору
И в нову почесть их собору
Возвысить область в них мою,
Начальство Дашковой даю.
<1783>  
 
При всей своей учености озорничать Екатерина Романовна тоже умела. Вот такой маленький случай из ее жизни. Путешествуя по Европе, в данцингской гостинице она увидала два огромных полотна, на которых русские солдаты просили пощады у прусских победителей. Недолго думая, знатная гостья купила краски и в одну ночь перекрасила мундиры так, что теперь вышло - обе битвы проиграли не русские, а пруссаки.

Фрагмент памятника императрице Екатерине Великой в Петербурге, фигура Е.Р. Дашковой
скульптор М. Микешин

Комментариев нет:

Отправить комментарий